Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы психолога

График проведения консультаций

специалистами гимназии по профориентации учащихся

 

Специалист СППС

 

Время проведения

Место

 

Потурай Татьяна Владимировна,

заместитель директора по учебной работе

 

 

Среда 15.00-16.00

 

 

Кабинет №3

 

Заночкина

Анна Андреевна,

педагог социальный

 

 

Понедельник 15.00-16.00

Пятница 14.00-15.00

 

 

Кабинет  №10

 


 

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:

  разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

  Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

  Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

  Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.


 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.


 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

  определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

  устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

  моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

  согласованность плана с потребностями рынка труда.


 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

  проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.


 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

  что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

  что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

  что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  выбор профессии за компанию;

  перенос отношения к человеку на саму профессию;

  отождествление учебного предмета с профессией;

  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

  неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  незнание или недооценка своих физических особенностей;

  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  увлечение только внешней стороной профессии;

  предубеждение в отношении престижности профессии;

  незнание требований профессии к человеку;

  устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.


 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.


 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

  По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

  Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

  Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

  Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

  Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

  Какова продолжительность обучения?

  Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

  Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

  Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

  Адрес учебного заведения и его полное название?


 

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ


- зона оптимального выбора

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планирую свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

  Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

  Какие учебные предметы у вас любимые?

  Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

  О какой работе вы мечтаете?

  Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

  Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

  Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

  Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

  Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

  Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

  С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

  И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.


 

ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.
Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.
Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.
Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения.
Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.
Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном.
Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

Памятка выпускникам, сдающим экзамен в виде тестирования

 

  1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, как кодировать и т.д.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  2. Соблюдай правила поведения на экзамене!
  3. Сосредоточься и не спеши! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих.
  4. Не бойся! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  5. Начни с лёгкого! Начни отвечать на вопросы, в знании которых ты не сомневаешься.
  6. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
  7. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки.
  8. Думай только о текущем задании! Забудь о неудаче в прошлом задании, если она была.
  9. Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  10. Запланируй два круга ответов, оставляя: 
    - 2/3 времени на более лёгкие задания; 
    - 1/3 времени на трудные задания.
  11. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять!
  12. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  13. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий может вполне оказаться достаточным для хорошей оценки.
  14. Удачи тебе!

 

 

Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?


Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.
С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких-либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.
Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в РЦПОМ осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.
Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Болезни

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса

Органов дыхания

Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение

Сердечно-сосудистой системы

Выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте

Нервной системы

Значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

Органов пищеварения

Значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания

 

Почек

Значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания

Костно-мышечной системы

Значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины

Органа зрения

Работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков

Органа слуха

Работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации

Кожи

Токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук

Экзамен: как снять нервное напряжение

 

            Добрый день, дорогие старшеклассники! Сегодня мы обсудим какие существуют приёмы и маленькие хитрости, позволяющие раскрыться на экзамене самым выигрышным образом; как преодолеть тревогу и волнение в этой стрессовой ситуации.

                Во время подготовки к экзаменам постарайтесь оградиться от посторонних соблазнов - не приносите интересные книги и журналы, отключайте телефон, припрячьте телепрограмму или вообще объявите интересным фильмам и передачам временный бойкот.

                Каждому известно: что для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной ночи. Нет смысла ночью что-нибудь учить - довольно высокая степень усталости. Перед сном лучше прогуляться, не думать об испытании, хорошо выспаться, чтобы чувствовать себя бодрым и активным.

                Во время волнений и ночных бдений ученику в больших, чем обычно, количествах необходимы витамины, сахар и фосфор. Фосфор и минеральные вещества содержатся в рыбе, моркови, яблоках, помидорах и свежей зелени. Сахар в свекле и фруктах. Основные витамины растущий организм будет черпать, из свежей капусты, мяса, сыра, красного сладкого перца, масла, натуральных соков. Не стоит, перед экзаменом употреблять успокоительные - даже самые слабые из них притупляют внимание и могут подействовать не так, как вы того ожидали.

 

             Существует мне­ние, что экзамен — это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто «проваливаются»? И это почти при одинаковом уров­не подготовленности.

Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации.

   1. Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми». Идти отвечать в первых рядах ещё хорошо и тем, что чем вы не будете заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувства неуверенности, страха.

   2. Если предыдущий ученик ответил не совсем хорошо, то продемонст­рируйте прямо противоположный стиль ответа.

   3. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т. е. не говорите: «Это элементарно» и т. д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.

   4.  Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со 2-го вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте не­ знание.

   5. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.

   6. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.

   7.  Помните при переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.

   8. Слушайте предыдущих отвечающих — так вы можете узнать необходимый вам материал.

   9. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75—80% — 20—25%. Если дополне­ния преподавателя будут занимать больше 25%, у него может по­явиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.

   10. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.

   11. Речь ваша должна быть выразительной:

а) акцентируй важные слова;

б) изменяйте темп речи;

в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности);

г) не забывайте о своем внешнем виде;

д) следите за мимикой;

е) контролируйте свои жесты.

   12. Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замеча­ние, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.

   13. Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замеча­ния (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в не­знании, а в недостатке времени для подготовки ответа.

   14. Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заве­домо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попро­буйте уточнить, попросить пояснения.

   15. Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Ис­кусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько суще­ственных замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь частично несет содержание сделанных замечаний и выгодно звучит. Для этого количество замечаний необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать в выгодном для вас свете. Например:

   16. Перефразирование:

а) Вы ошиблись.                                  Да, я перепутал.

б) Вы не знаете.                                    Да, я не могу вспомнить.

в) Тут вы не правы.                              Да, я не учел.

г)  Вы неправильно определили.           Да, я не до конца раскрыл.

д) Вы забыли сказать.                           Да, я не придал этому значения.

   17. В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы должны быть наиболее яркими.

   18. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, по­вторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, препо­даватель вовлечется в дискуссию, во время которой вы выясните, чем он недоволен, и попробуете наверстать упущенное.

   19. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на предыдущем экзамене.

   20. В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать такое состояние: я очень-очень волнуюсь, мне очень нужна девятка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы находите нужным поставить. Но все-таки мне очень нужна девятка.

 

            Еще один важный момент, с которым сталкивается почти каждый перед экзаменом, — это волнение. Волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельно­сти до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у дру­гих она падает («стресс кролика»).

Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы са­монастройки..

1.   Самоприказ. (Например: «Я спокоен! Я совершенно спокоен. У меня всё получится!») Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма.

2.   Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, властным приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

3.   Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или не­сколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет», «преподаватель». Этот прием необходимо использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

4.   Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиг­райте в воображении модель желательного поведения. Таким обра­зом, вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.

5.   Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, кото­рый имеет все желательные для вас качества.

6.   Включение. Если человек наблюдает и переживает драматичес­кие ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые вол­нуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-дру­гому.

   7. Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, что вам нечего вспомнить.

   8. Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Напри­мер, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверен­ности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в слу­чае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. По­пробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего спо­собно превратить отрицательную энергию в положительную.

   9. Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом «мысленная тренировка» из арсе­нала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступ­ление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить.

   10. Выполняйте дыхательное упражнение: сядьте удобно, глубокий вдох через нос (4-6 секунд), задержка дыхания (2-3 секунды).

   11. Не надо «бояться страха», он уйдет сам, когда придет время дей­ствовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо. 

Какие из приведенных вам рекомендаций вам бы хотелось взять на вооружение?

Может быть, вы имеете свои, проверенные способы эффективной настройки и секреты поведения на экзамене. Пожалуйста, поделитесь ими.