Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Гласарый адукацыі

Глоссарий современного образования.

Абстрагирование определяется как процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Автономность определяется как способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов.

Адаптация определяется как процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем а. Человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях.

Аккультурация определяется как процесс освоения ребенком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры.

Анализ определяется как реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

Бакалавриат определяется как ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования.

Взаимодействие определяется как система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Воспитание определяется как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.

Воспитание духовности определяется как организация эмоционально-когнитивного процесса овладения экзистенциальными ценностями; создание условий для осмысленной человеческой жизни.

Генезис определяется как происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Глобальное образование определяется как одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире.

Глобальный компонент в образовании определяется как образовательные стандарты, как учебно-тематического, так и технологическо-методического типа.

Готовность определяется как сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический (технологический), результативный и прогностический компоненты.

Гуманитаризация образования определяется как система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности.

Гуманитарная культура педагога определяется как это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений.

Дефиниция определяется как формулирование в сжатой форме основного содержания понятия.

Диалог определяется как сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Дистанционное обучение определяется как процесс приобретения знаний и умений через опосредованный процесс передачи информации, включающий все технологии и все возможные формы информационного обмена на расстоянии.

Духовность определяется как интенция человека к Вечным ценностям: Истине, Красоте, Добру. Д., способ человеческого существования, системообразующая функция которого является определяющей в единой структуре психофизиологической и социокультурной жизни индивида. Д. Является основой преемственности поколений, поддержания человеческого образа жизни.

Единое образовательное пространство определяется как 1. целостная, преемственная, гуманистическая педагогическая система, функционирующая в границах территориального деления (области, региона); 2. механизм гуманизации воспитательно-образовательного процесса, пространство, где корректируются, диагностируются деятельности.

Закономерность определяется как объективно существующая устойчивая связь педагогических явлений, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие.

Знания определяется как проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Инвариантность определяется как совокупность компонентов, характеризующих внутренние свойства исследуемого объекта.

Индивидуализация определяется как система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении.

Индивидуальность определяется как неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.

Инновационный процесс определяется как комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновация определяется как новое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности.

Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста определяется как система, разработанная с учетом междисциплинарной связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информационную культуру специалиста

Интеграция в сфере образования определяется как средство и условие достижения целостности; выражение объективной тенденции к интернационализации экономики, науки и культуры и стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству в решении глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки.

Информационно несущее поведение определяется как язык (гипертекст), представляющий собой комплекс отображений пространства-времени, обозначенных в образах-понятиях.

Исследовательская ситуация определяется как соотношение двух совокупностей, совокупности проблем, которым присуща исследовательская и общественная значимость, и совокупности находящихся в распоряжении исследователей духовных и материальных средств для их разработки (квалификация ученых, доступ к источникам научной информации и т.д.).

Классный менеджмент определяется как процесс управления учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью, процессом социализации, осуществляемый учителем в классе с опорой на педагогическую помощь и поддержку.

Коллизийность определяется как способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям.

Комплексный подход к воспитанию определяется как один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.

Концепция определяется как исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты.

Личностная педагогическая поддержка определяется как совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самооорагнизации.

Личностный подход определяется как ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Маркетинг в образовании определяется как вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетворение потребностей социального заказа общества (рынка) на подготовку специалиста с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами в установленный срок, на эффективное функционирование самого образовательного учреждения.

Межкультурная (интеркультурная) коммуникация определяется как процесс непосредственного взаимодействия культур; адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам; особый тип культуры, характеризующийся взаимодействием национальных культур, этнокультурной компетентности личности, толерантности, стремлении к межнациональному согласию во всех сферах общения.

Межкультурная компетентность определяется как знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.

Межпредметные связи определяется как взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

Метод обучения определяется как способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Метод педагогических исследований определяется как способ изучения педагогических явлений.

Методологическая культура учителя определяется как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения.

Методологический поиск определяется как деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников основанной на изучении личностных и групповых процессов адаптации к новой этнокультурной и образовательной среде.

Моделирование определяется как метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)- оригинала модели.

Модель обучения определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся.

Мониторинг определяется как определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом М. И обязательной обратной связью.

Мотивация определяется как интегративное качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта.

Новая образовательная технология определяется как комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, направленная на повышение его эффективности и использующая для достижения этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютерные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение.

Новое педагогическое мышление определяется как проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Важной особенностью н.п.м. является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный, по отношению к традиционным, характер.

Нравственная саморегуляция определяется как процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.

Образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Одаренность определяется как качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешность выполнения деятельности.

Оптимизация индивидуального подхода определяется как система мер и педагогических воздействий, направленная на устранение недостатков в развитии учебных возможностей школьников, при которой достигаются максимально возможные для каждого ученика учебные результаты за время, соответствующее нормам, утвержденным гигиеной труда для учителей и учащихся.

Оптимизация учебно-образовательного процесса определяется как выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Парадигма педагогическая определяется как интерпретация идеала человека, перевод его в плоскость стратегической цели воспитательно-образовательной теоретической и практической деятельности.

Педагогический глоссарий определяется как словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке.

Педагогический менеджмент определяется как управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях

Педагогический тезаурус определяется как упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между лексическими единицами. Информационно-поисковый педагогический тезаурус может быть использован в качестве средства интеллектуальной поддержки пользователей информационно-поисковых систем и баз данных в процессе поиска.

Педагогический эксперимент определяется как исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Педагогическое творчество определяется как активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Рефлексивность определяется как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями.

Рефлексия определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения; размышление, полное сомнений, противоречий, переживаний, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми.

Реформа определяется как процесс преобразования, изменения и переустройства

Самоактуализация определяется как 1. самостоятельная учебная деятельность, сориентированная на приведение знаний, понимания и умений в соответствие с современными требованиями; 2. процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности; 3. высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности.

Самоменеджмент определяется как управленческая деятельность, направленная на самого себя, элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация.

Самоорганизация определяется как свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» новых, более жизнестойких структур; процессы упорядочения, происходящие в системе за счет действия ее внешних и внутренних составляющих

Саморегуляция деятельности определяется как регуляция, осуществляемая человеком, как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности.

Синергетика определяется как теория самоорганизации, формирования упорядоченности в физических, биологических, социальных и педагогических системах.

Системный подход определяется как метод, применяемый к анализу объектов, которые имеют множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования.

Социализация определяется как специально организованный, так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения; обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.

Стандарт образования определяется как система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

Целостность определяется как аспект комплексности, совокупность предметов, явлений, свойств, образующих одно целое.

Электронный педагогический журнал определяется как электронное периодическое издание, посвященное вопросам воспитания, обучения и образования.

Компетенция и компетентность

Понятие

Ключевое слово

Представление понятия

Проявление понятия

Компетенция

Круг полномочий
Область знания

Диплом, приказ

Должность
Программа, устав, стандарты

Компетентность

Способность

Знания, навыки,
умения, способы
деятельности

В деятельности

Компетенция -

  1. круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
  2. совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Профессиональная компетентность – способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Элементы педагогической компетентности:

  • Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины,
  • Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся,
  • Психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых,
  • Рефлексия педагогической деятельности.

4 вида профессиональной компетентности:

  • Функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать,
  • Интеллектуальная, выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей,
  • Ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией,
  • Социальная, предполагает наличие коммуникативных и интегральных способностей.

37 видов компетентностей, по Дж. Равенну:

  • тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
  • тенденция контролировать свою деятельность;
  • вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  • готовность и способность обучаться самостоятельно;
  • поиск и использование обратной связи;
  • уверенность в себе;
  • самоконтроль;
  • адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
  • склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
  • внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
  • самостоятельность мышления, оригинальность;
  • критическое мышление;
  • готовность решать сложные вопросы;
  • готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
  • исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
  • готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
  • отсутствие фатализма;
  • готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
  • знание того, как использовать инновации;
  • уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
  • установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
  • настойчивость;
  • использование ресурсов;
  • доверие;
  • отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
  • способность принимать решения;
  • персональная ответственность;
  • способность к совместной работе ради достижения цели;
  • способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  • способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
  • стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
  • готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • способность эффективно работать в качестве подчиненного;
  • терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
  • понимание плюралистической политики;
  • готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Определены следующие группы ключевых компетенций (учащихся):

  • Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  • Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  • Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  • Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  • Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.